Самым старинным православным храмом в мире считается монастырь Св. Георгия Хозевита, который располагается в нижней части Иудейской пустыни. На данный момент этот красивейший монастырь населяет незначительное количество монахов, настоятель и несколько арабов, ответственных за хозяйство и уборку священной постройки.
Строительство монастыря было завершено в начале IV века благодаря пяти монахам, которые согласно древнему писанию, решили уединиться в пустынной местности и поселиться в пещере. Согласно древней легенде Святой пророк Илья прожил в пещере три с половиной года, и только вороны приносили ему еду.
Наибольший расцвет монастырь испытал только в середине VI века, когда тут проживали монахи, выходцы из разных стран: Греции, Сирии, Грузии, Армении и многих других. Огромную славу монастырю принес Георгий Хозевит, чьим именем священная постройка и была названа, поскольку он основал храм для монахов по типу общежития, что пришлось по душе большинству из них.
Интересно то, что, несмотря на великую славу священной постройки, в начале 614 года, в ходе персидского нашествия, большая часть монастыря была сильно повреждена. Персы жестоко убили 14 монахов, а те, кто смог выжить покинули стены священного места навсегда.
Крестоносцы в середине 1179 года неоднократно пытались восстановить храм, но все попытки оказались тщетны, и к началу VIII века стены храма совсем опустели. Только в начале 1878 года монахи из различных епархий объединили свои усилия и смогли полностью восстановить монастырь. На это ушли долгие годы и лишь в конце 1901 года храм снова открыл свои двери для всех желающих.
В Израиле, в Долине Креста, можно посетить монастырь Св. Креста, который считается одной из главных достопримечательностей Иерусалима. Местные жители долгие годы называли его обителью грузинской славы, так как именно в его стенах проживал великий грузинский поэт Шота Руставели. С первого взгляда сразу становиться понятно, почему туристы со всего мира приезжают сюда, чтобы посмотреть на знаменитый памятник архитектуры. Это огромное сооружение, выстроенное из камня, было возведено на земле, где изначально росло Дерево Креста Господня.
Точной даты окончания строительства установить не удалось, но снаружи каждая часть монастыря напоминает средневековый замок. Благодаря таким массивным стенам это сооружение неоднократно выдерживало вражеские нападения, а местные жители могли скрываться здесь и пережидать осаду. Некоторые утверждают, что здание было построено во времена правления Константина Великого. Если сопоставить эту легенду с известными фактами из жизни Константина, то можно смело предположить, что монастырь построили приблизительно в 320-330 годах.
Интересно то, что различных легенд о строительстве множество, но так и не удается узнать, какая из них правдива. Единственная достоверная информация — монастырь был возведен не позднее VII века, так как существуют некоторые упоминания об императоре Юстиане Великом и возведении монастыря. Затем, все сведения о мужском монастыре в Иерусалиме теряются до начала XI столетия. Точно установлено, что грандиозная реставрация была проведена в начале 1099 года, до прихода крестоносцев на эти земли. Большую часть времени в монастыре жили исключительно монахи из Греции и Иберии, поэтому внутреннее убранство красноречиво напоминает об этом.
На юго-востоке долины Гееном, что расположена на земле Акелдама, на природной террасе возвышается небольшой православный монастырь Онуфрия Великого. Эта женская греческая обитель относится к Православной Церкви Иерусалима. Она была основана в 1892 году монахом по имени Кирилл в честь святого отшельника Онуфрия Великого, который жил в одной из пещер этой местности в IV веке. Как гласит предание, святой Онуфрий провел три года в молитвах о душах всех грешников, погребенных в земле Акелдама. Он вымолил их у Бога, и с тех пор все погребенные там получали прощение прижизненных грехов.
История монастыря до появления Кирилла не известна, но после его прихода монастырь был заново отстроен на средства от торговли инжиром. В процессе строительства был обнаружен склеп, украшенный фресками на тему христианства. В другом помещении найдены надписи на греческом языке, которые служили эпитафией. Найденные при строительстве древние предметы в виде крестов и светильников-лампад поместили в музей школы Богословия.
Посетителям монастыря предлагают осмотреть пещеру, в которой совершал молитвенный подвиг святой Онуфрий. Вторая пещера обители называется пещерой Апостолов. Легенда гласит, что после ареста Спасителя его апостолы скрывались здесь от преследования. Считается, что недалеко от храма находится место суда над Христом, место смерти Иуды, а также дом Анны. Помещение обители включает в себя древнее еврейское захоронение, высеченное в скале. Позже была пристроена наземная часть храма, а пещера стала южной стеной монастыря. Отсюда возникла традиция в православии освящать церкви при кладбище в честь Онуфрия Великого.
Существует предположение, что на месте нынешнего монастыря, в IV веке, святой Еленой был основан храм, разрушенный в 614 году персидским войском.